Его Святейшество Далай-лама XIV — это обычный человек, простой тибетский монах, как он сам привык себя называть. Будучи ребёнком, не проявлявший большого рвения к постижению Учения. От других учеников его отличало лишь то, что вместо обычного кнута учитель наказывал его специальным, «святым» кнутом оранжевого цвета. Эту историю Далай-лама рассказал аудитории в конференц-зале Amsterdam RAI в Голландии. Взойдя на возведённый на сцене трон и без всякого пафоса усадив почтительно стоящую публику, он первым делом сообщил, что не станет проводить формального учения, а лишь побеседует с присутствующими. Простой, естественный, добродушно улыбающийся, медленно говорящий по-английски и ничуть не переживающий по этому поводу. Покосившись на софиты, он достал из кармана кепку-козырёк, надел, сказав, что любит видеть лица в зале. Что интерес зрителей заражает его энтузиазмом, от вида же сонных (или даже спящих) лиц, ему самому становится не по себе.

Далай-лама говорил о многом, не вдаваясь в детали, скорее расставляя акценты. Начал с основы всех человеческих проблем — уверенности в существовании незыблемого абсолютного «Я». Что лишь поняв, что этого «Я» не существует в действительности, мы можем обрести то, к чему все так страстно стремимся — счастье. Он особенно подчеркнул, что в христианстве посвящение себя Богу и само-отречение очень близко по сути к этому принципу и не стоит отказываться от этой традиции. Что лучше оставаться верным своей религии и культуре, чем ехать за тридевять земель, бросать всё и где-то там вдали медитировать (без особого прогресса, добавил он под смех зала). Что он ни в коем случае не пропагандирует буддизм, подчеркнув также, что всю информацию стоит принимать со здоровым скептицизмом, даже слова самого Будды. Бывало, говорил он, когда слова Будды расходились со смыслом Учения, и тогда буддистские учёные отказывались от буквального их содержания.

Затем Его Святейшество зачитывал и пояснял некоторые места из «Пути Бодхисаттвы»: об отсутствия самостного существования «Я», о рождении гнева и особенно о практике жизни на благо других существ. По прошествии какого-то времени атмосфера в зале стала необычайно тёплой, люди в аудитории расслабились и стали немного естественнее, легко отзываясь на шутки и обращения к залу. Далай-лама же говорил, что совершенно не обязательно быть буддистом, чтобы делать добро живым существам. Что каждый может очистить своё сознание от гнева и отнестись к чужим проблемам с пониманием. Приводил данные научных исследований о том, что когда мы ненавидим кого-либо, мы воспринимаем объективно лишь десять процентов информации о нём, остальные же девяносто как правило оказываются лишь нашими выдумками. О том, что оппонент помогает нам развивать духовную силу, провоцируя нас на гнев. О том, что лишь поняв, что оппонент — это такой же набор условий, мы можем осознать, что нам не на что злиться. В то же время это не означает, что мы должны попустительствовать чужой агрессии. Если кто-то приносит вред, убивает — его должно остановить, НО — БЕЗ гнева.

Всё это — часть буддистской доктрины, классических трактатов, Далай-лама лишь подчёркивал главное. Он также обходил упоминания специфичных религиозных аспектов, выделяя в основном этические основы учения. Вторая лекция называлась «The Power of Compassion in Turbulent Times» и Его Святейшество долго не мог понять, о чём идёт речь. Затем, посмеявшись вместе с залом, сказал, что называние постоянно меняется, он же всегда говорит об одном. Если первая часть была заявлена как учение, то вторая по задумке организаторов должна была быть обычным выступлением. Поэтому вместо трона на сцене были установлены письменный стол и кресло, в которое Его Святейшеству не без некоторых сложностей удалось сесть, скрестив ноги. Затем, надев свою бессменную кепку, Далай-лама увидел в зале своего старого друга и тепло его поприветствовал, подойдя к краю сцены, обнял его, о чём-то с ним пошептавшись на ухо. После немного растроганно представил его залу, рассказав историю их знакомства и лишь потом приступил к беседе.

Всю лекцию Далай-лама говорил о силе Сострадания, о том, как оно делает человека лучше. Возвращаясь к проблеме существования «Я», а также говоря о привязанностях. Когда мы привязываемся к чему-то, говорил он, мы как бы хотим себе это присвоить, мы считаем — что это наше, оно принадлежит этому абсолютному «Я». В то время как в любой момент можем покинуть этот мир, и не сможем унести ничего этого с собой. Лишь делая добро всему живому мы создаем истинное богатство. При этом Его Святейшество иногда цитировал и Библию, и Коран, подчёркивая универсальность природы Сострадания. Он говорил о чистоте природы человеческого сознания, о влиянии факторов на его развитие. О том, что ни один из диктаторов не родился злым, иначе бы они уже в утробе матери пытались ей хорошенечко поддать, а родившись, тут же кого-нибудь ущипнули. Но такого не происходит. О том, что мы не обижаемся на палку, которая нас бьёт, а обижаемся на того, кто нас бьёт. В случае агрессии истинная причина — в гневе, в страстных эмоциях, в привязанностях — с ними и нужно бороться.

Время от времени Далай-лама шутил, рассказывал какую-нибудь историю из жизни. Говорил, что некоторые люди считают, что он обладает магической силой, но это не так. Что одна женщина после его лекции поблагодарила его, сказав, что у неё прошли боли в спине.Смеясь, он сказал, что будь у него целительная сила, ему не пришлось бы перенести операцию. С улыбкой рассказывал о злоупотреблениях медитацией, упомянул о том, что его день начинается в три двадцать (но нам в такую рань вставать, конечно же, не обязательно). Затем, ответив на несколько зрительских вопросов и поблагодарив всех участников встречи, Далай-Лама попрощался с аудиторией и завершил встречу под бурные аплодисменты плотно обступившей сцену публики. За время визита его Далай-ламы организаторами было собрано 280 000 евро, все они были переданы на нужды благотворительности указанием Его Святейшества.

Categorized in:

будни,

Последнее обновление 6 июня, 2009