В рамках предстоящей встречи с Далай Ламой Четырнадцатым решил немного подготовиться. Читаю про буддизм: многое нравится, что-то кажется сомнительным. Что нравится: развитая полная система работы с сознанием, концепция пустотности и изначальной свободности сознания, идея причины и следствия, свобода в выборе пути и изменении сознания. Что НЕ нравится: концепция страдания (все мы в этом мире страдаем, и наше обычное счастье — это лишь промежуток избавления от одного страдания перед наступлением другого), соответственно и идея использования этой жизни исключительно на благо будущей и конечная цель — выход из колеса Сансары воопсче.

Чуть подробнее. Не вдаваясь слишком глубоко в детали, природа сознания в буддизме чиста и свободна от ограничений, а все наши проблемы возникают из неведения и ограниченности — мы слишком уверены в том, что существуем, слишком отождествляем себя и свои мысли, себя и свои ощущения, получая некую сущность, которую мы и называем «Я», и которая подвержена страданию и страстям. В действительности же постоянного и незыблемого «Я» нет, как нет незыблемого и постоянного существования и всех остальных вещей в мире. Всё — суть имена, ярлыки и в действительности «всё одного вкуса и один вкус у всего». Наше «Я», насколько я понимаю — лишь умственная конструкция, собранная нами в результате жизненного опыта. Постижение Пустоты, собственно говоря, и приводит к Нирване и выходу из Сансары — любые действия человека более не отбрасывают кармической тени.


Далее, человек с помощью практики и медитаций способен своё сознание очистить от загрязнений и заложить в него причины для последующего счастья и просветления. Здесь, на мой взгляд, появляется тонкий момент. В источниках, с которыми я пока ознакомился, предлагается следующая модель развития сознания: мы закладываем в числе причин сострадание всем живым существам как благое и приносящее радость. Тонкость заключается в том, что при изначальной чистоте и пустотности сознания заложено туда может быть что угодно, в том числе и вред этим самым живым существам и радость от его причинения. В таком случае, правда, включаются кармические механизмы, начинающие портить как эту, так и следующие жизни.

Соответственно, возникает вопрос, что такое эти силы и откуда они берутся. И чуется мне здесь нюансец, а может быть и своеобразная шутка буддизма. Дело в том, что карма, очевидно, тоже пустотна, это такой же ярлык, как и всё остальное. Стало быть, наше сознание и создаёт её, вместе с наполнением и зарядом. То есть, постулируя сущность кармы, буддизм нам здесь же предлагает её себе и создать. Соответственно, постигая Пустоту, мы перестаём создавать карму, потому что нам незачем это делать (но мы всё ещё можем, если того захотим).

В таком случае концепция сострадания сама по себе — сомнительна. Впрочем, есть разные школы и течения в буддизме, в одной из которых ставить под сомнение нужно исключительно всё — это и есть способ постижения истины. Моё сомнение же заключается в том, что мы можем на этапе заложения причин заложить себе фундамент для полной счастливой жизни уже сейчас и опираться при этом исключительно на свои предпочтения. Потому как совершая поиск «вовне», мы автоматически создаём новые привязанности и ограничения, неведение .

Лучше всего буддизм сочетается с солипсизмом (с которым прекрасно сочетается совершенно всё на свете), в таком случае постижение Пустоты — это способ осознания метода творения окружающего мира с последующей возможностью вносить правки :-)

Categorized in:

мысли,

Последнее обновление 3 июня, 2009