Рано или поздно человек должен десакрализировать, лишить божественного статуса своих родителей, чтобы стать свободным. Это вовсе НЕ означает, что к ним следует хуже относиться. Наоборот, выстроить гармоничные отношения получится только тогда, когда вместо застилающего глаза внеземного сияния проявятся два конкретных человека со своей историей, достоинствами и недостатками.

Мой собственный процесс сепарации так и не был завершён до конца именно потому, что мне долгое время не удавалось уйти от навязчивого желания доказывать родителям свою нужность (ведь когда-то от этого зависела моя жизнь). Затем, казалось, вот она — самостоятельность, живи не горюй, но не тут-то было. Нет, я всё так же пытался почесать эту недостижимую болячку, заполнить бездонную пустоту, сделать что-то, чтобы добиться завершения этой невыносимой ситуации.

Конечно, спроси меня прямо, я никогда бы в этом не признался. Сейчас я вижу это так же ясно, как строку бегущих букв перед собой. Я бы находил самые разнообразные причины для своих действий, мог быть сколь угодно убедительным, на деле же всё раз за разом упиралось в попытку получить наконец родительское признание.

Спроси меня, отчего я так страстно хотел уехать из Беларуси, и я бы начал горячо доказывать, как плохо всё здесь устроено, и как хорошо живётся там. А если отбросить лишнее и заглянуть прямо в корень этого желания, то можно было бы обнаружить стремление догнать своего старшего брата, который, как мне тогда казалось, пользовался большим расположением родителей. Все остальные причины были глубоко вторичными, и в действительности последующее моё разочарование в Голландии было вызвано вовсе не какими-то особенностями этой страны, а «всего лишь» тем, что даже переезд мой не смог облегчить моих страданий. Да что уж там, получилось-то совсем наоборот. Именно в Голландии моя жизнь сломалась окончательно, превратившись в дымящиеся руины, именно там рухнули все мои последние надежды. Однако, там же и началось моё постепенное перерождение.

И вот сейчас, только сейчас я смог добраться до этого уровня причин и следствий, раз за разом снимая витиеватые наслоения причудливой защитной логики. Меня впечатляет эта разница в восприятии, потому что ещё свежо в памяти моё яростное отрицание тех самых принципов, которые я сейчас ясно вижу в самом себе.

Но только со своей нынешней позиции я могу наконец действовать самостоятельно. Только сейчас я могу действительно СТРОИТЬ отношения, не идя на поводу глубоко укоренившихся паттернов и стереотипов. Глаз не может увидеть глаз, поэтому нужно стать больше глаза. Нужно перестать быть ребёнком своих родителей, перестать быть вассалом своих господ, перестать быть созданием своих несокрушимых богов, чтобы начать быть просто самим собой. Начать спрашивать себя: «Как бы Я хотел поступить в такой ситуации?», «Почему Я должен поступать так, а не иначе?», «Чего Я хочу достигнуть в этом диалоге?»

Нужно понимать, что культура защищает богов от свержения. Боги всегда правы. Родитель есть родитель. Мать есть мать. Отец есть отец. У них есть право. А у тебя его как бы и нет.

Поэтому, чтобы стать свободным, нужно на какое-то время стать аморальным и не-культурным, чтобы получить возможность выбрать, создать свою собственную мораль, выработать свою собственную культуру.

Да, богов действительно нужно свергнуть, чтобы научиться любить родителей.

Последнее обновление 23 мая, 2012