Неделя выдалась очень тяжёлой. Обострил ситуацию на работе — надоело это вялое выжидание. Один мастерски нанесённый удар, и — понеслась. Вообще, размышляя на досуге над содеянным, понял, что очень уж похоже сделанное на символическое убийство. Мучился, мучился, не вытерпел, и раз — плыви себе с богом, даже не нужно пялиться в реку. Тем не менее, к концу недели совершенно неожиданно для себя запаниковал, паника вылилась в тяжелейшую мигрень, которых у меня давненько уж не было.
Погружаюсь всё глубже в анализ, сопротивление плющит меня и там. Снятся какие-то неудобоваримые сны, один веселей другого. Иногда мне кажется, что это никогда не кончится, что всё, что я делаю, бесполезно, что не смотря на все приложенные усилия я ничего не достиг и, возможно, вообще никогда не достигну (и это, к слову, ещё одна форма сопротивления).
Отложил в сторону свою гордость и пошёл «сдаваться» буддийской сангхе, искать помощи у старших товарищей. Выбрал дзен, в основном из-за упора на практику классической медитации и минимума ритуалов и философии как таковой. В теоретических основах буддизма я и так, пожалуй, уже подкован довольно неплохо. Облегчения это не приносит.
Две сорока-минутных медитации дались мне относительно легко. Мастер объяснила простые правила поведения и дала техники медитации, по ходу дела поправляя изредка положение моего замученного позвоночника. Медитировалось действительно немного иначе, чем обычно, в правильной позиции у меня «отклинило» правую, обычно угнетённую, половину тела (стало легче дышаться, правое лёгкое больше набирало воздуха, чем обычно, отложило заложенную как бы аллергией ноздрю), мигрень на время дзадзен отступила напрочь. Медитировать в группе и сложнее и проще. Проще — потому что есть определённое давление извне, под которым легче выдержать достаточно длительные сессии. Сложнее — потому что поначалу ум слишком возбуждён новизной места и так и норовит обследовать окружающее пространство (и человеков). За один сеанс я углубился в медитацию намного глубже, чем мне удавалось в одиночку. Хотя и это всё, конечно, пока лишь детские игрушки.
Сидячие медитации чередуются с медитацией в ходьбе — новой для меня практике, которая мне пока не очень хорошо даётся. Сидячий дзадзен, ходьба, и снова в лотос, полулотос, четверть-лотос — у кого как получается. Второй раз сел я крайне неудачно, из-за чего медитировать пришлось больше не на дыхании, а на боли, и это как бы не совсем уже дзадзен (читерство). Из других различий — почему-то нужно вкладывать левую ладонь в правую, а не наоборот. Мелочь, кажется, а непривычно уже необычайно. Вместо знакомого чувства тепла в ладонях — ощущение пропавшей куда-то левой руки. Ещё одна фишечка дзадзен — особое значение больших пальцев, сложенных «мостом». Мост разведён — индикатор напряжения, мост провалился — ты чересчур успокоился и засыпаешь. И да, в конце поют сутру сердца Праджня-парамиты, традиционным слоговым безинтонационным пением — очень психоделично. Из меня неожиданно такой басище попёр во время пения, что я его даже зачем-то начал сдерживать.
Попили потом чаю, поговорили о том, о сём, подумали, как мне можно помочь в случае преждевременного возвращения в Минск, разошлись. Только на обратном уже пути мигрень снова дала о себе знать. К вечеру, впрочем, прошла совершенно, чего раньше вообще никогда не бывало. Связано ли это непосредственно с практикой или же с тем, что я разрешил себе не париться из-за работы, пустив всё развиваться естественным образом, сказать сложно. Скорее всего, купировав генерацию отчаяния и оказавшись в состоянии покоя, мне удалось найти потерянную было точку опоры и принять взвешенное решение. В общем, буддийские центры — это то, из-за чего я могу остаться в Москве. В толерантной Беларуси буддизма официально нет, любое его проявление вроде как попадает под закон о сектах.
Из других новостей — принял выходными у себя революционную хипстерскую бригаду из Питера, прибывшую для участия в шествии (меня тоже звали, но я отказался, взяв на себя обеспечение тыла), купил макбук и мышонка к нему, осваиваю. Вроде как материальное воплощение результатов своих усилий. Начал читать много разных книжек, среди которых систематизация западных исследований счастья и практическое руководство по организации эффективных мыслительных процессов (принятие решений, анализ проблем, анализ возможностей и т.п.) Помимо всех тех книжек по программированию и менеджменту, что я и так уже читаю.
В заключение — блюз.
Папа, ты был неправ
Не надо
Читать книжки от начала и до конца
Папа, ты был неправ
Жизнь коротка
Книг слишком много
Чтобы прочесть всё от начала и до конца