Читаю сейчас между делом книгу “The Practical Guide for Healing Developmental Trauma”, пока нахожусь на уровне раннего знакомства с понятиями и общего обзора NARM-модели. Одна из введённых в книге концепций — сбой среды, в которой растёт ребёнок (“environmental failure”). Сбой выражается в том, что среда не удовлетворяет либо активно нарушает основные потребности ребёнка.
Сбой среды — это как физическое и психическое насилие, так и неспособность удовлетворить базовые потребности человека в безопасной привязанности и / или безопасной автономии и индивидуации.
Реакцией на систематический сбой среды является выработка защитных механизмов и стратегий поведения и расстройств, объединяемых в группу под названием C-PTSD (Complex Post Traumatic Stress Disorder).
Очень часто защитные механизмы включают реакцию паники и торможения (functional freeze), в том числе при возникновении эмоций аутентичного «Я». Оказываясь в ситуации, где «быть собой» представляется как угроза существованию, дети почти гарантированно выбирают привязанность и отказываются от аутентичности.
Почти всегда в случаях CPTSD происходит отстранение от истинных эмоций и замена чувствования какими-то иными механизмами, например интеллектуализацией (мы думаем и говорим о чувствах, но не испытываем их на телесном уровне).
Исцеление травмы развития и CPTSD происходит через научение нахождения в состоянии телесно проживаемой безопасности в присутствии истинных эмоций и реинтеграцию травмированного детского «Я» во взрослое сознание.