Необычайно наблюдать за работой сознания изнутри. Это совершенная игрушка, которая не может наскучить никогда, потому что усложняется тем больше, чем дольше её наблюдаешь. Сейчас я вижу сознание в виде условной увеличивающей сферы, отображающей в своём центре то, на чём сконцентрировано наше внимание и вытесняющее все связанные, фоновые явления на переферию. Часто такие «перефирийные объекты», будь то образы или ощущения, становятся своего рода гиперскачками из одного контекста в другой. На этом принципе основан метод «свободных ассоциаций», позволяющий отыскать «потерянные» важные контексты по второстепенным ассоциативным ключам, совершенно алогичным и нерациональным на первый взгляд связям. Иногда такой связью может стать даже какая-то мета характеристика истории: особое расположение участников, форма отношений между ними. Помещая своё полное внимание в эту область, можно прожить часть сохранённых там эмоций.
Однако перемещение такое требует определённой сноровки. Например, я могу очень долго ездить даже по сложной теме, не погружаясь в неё эмоционально, абстрагируясь от неё. Погружение же требует определённых волевых усилий, ты как бы вдавливаешь своё сознание в некую плотную среду и удерживаешь его там, одновременно занимаясь его описанием, узнаванием, распознаванием, познанием.
Притчи, истории, игровые ситуации также приводят порой к непроизвольному (внерациональному) перемещению внимания в тот или иной контекст.
К слову, лучше всего этот процесс схвачен, по-моему, в книгах Кастанеды, хотя о нём и не принято говорить серьёзно в психологических кругах. Модель перемещения точки сборки, первое и второе внимание — всё это, на мой взгляд, очень неплохо подходит для описания работы сознания «изнутри».