Когда-то я переживал, что мне может не хватить сюжетов для писательской деятельности. Рассуждал я примерно следующим образом: вот в моей жизни произошло шикарное событие, но что, если подобное никогда не повторится? Что, если вся дальнейшая моя жизнь будет скучна и уныла, посредственна и однообразна? Своего рода вариант психологии нищего, трясущегося над копейкой.

Потом, оглядевшись вокруг (когда я смог уже оглядеться вокруг), я стал замечать, что сюжетов вокруг просто пруд пруди. Взять хотя бы соседей по родительскому, вполне благополучному, заселённому преимущественно университетскими сотрудниками, дому. Чей-то сын покончил жизнь самоубийством, чей-то просто умер, чей-то зарезал отца, а теперь ежедневно подкручивает лампочки во всём подъезде, чтобы те не сожгли лишнего электричества. Другая соседка связала буянящего по пьяни мужа, а у того не выдержало сердце, и он помер. А чей-то сын отказывается работать и витает в облаках.

Все эти события проплывают вокруг постоянным потоком, но мы не замечаем их, не выделяем, забываем, игнорируем. Если же сложить их вместе, то становится понятно, что жизнь буквально каждой семьи драматична, что абсолютно в каждой семье разыгрываются свои сто лет одиночества (к слову, именно это мне и показалось гениальным в творении Маркеса). Важно лишь уметь выделить, собрать воедино эти ключевые моменты, чтобы получилось законченное совершенное произведение.

Сейчас я много смотрю и много читаю, и вижу, насколько незначительная на первый взляд деталь при другом угле зрения может превратиться вдруг в ключевой элемент повествования, стать узловым моментом в истории.

Вспомнилось мне, как на защите моего фотографического курсового проекта некоторые из учителей всерьёз пытались доказать, что существуют такие особенные фотографии и фото-серии, которые всеми считываются совершенно единообразно. Господи, ребята, мне даже не верится, что мне пришлось этому противостоять.

Конечно же нет: такого не бывает и быть не может. В восприятии любых двух человек, даже самых близких, неминуемо будут возникать различия. Именно поэтому предложение взглянуть на свои фотографии глазами другого человека и оценить их с его позиции было неосуществимым (о чём я и сказал, не вдаваясь в подробности): каким человеком я должен был себя представить — тем, кому нравится моё творчество или же тем, кому оно не нравится? Проведённый конкурс зрительских симпатий выявил и тех, и других.

Так и любая жизнь, даже самая обыденная на первый взгляд, может заиграть совершенно иными красками, если этот взгляд чуть-чуть изменить. Любая жизнь — это рост, драма, конфликт, битва, завоевание и поражение, боль, радость и пустота. Всё это есть в окружающей нас повседневности, но мы видим это только тогда, когда найдётся кто-то, кто обратит на это наше внимание.

Последнее обновление 12 августа, 2011