Вот удивительно, всё-таки… Помню, как я лежу в кроватке огороженной (совсем мелкий, стало быть), а мама читает мне сказку. Ощущения давящей на психику темноты, беспокойство, страх. Казалось бы, откуда? Потом я задремал, видимо, потому что вдруг увидел в своей кровати змею. Меня аж подбросило, я отшатнулся заорал: «Змея, змея!» Реакция была такой сильной и моментальной, как будто я точно знал, что за опасность мне угрожает. А мама потом ещё какое-то время задавала разные наводящие вопросы, пытаясь выяснить, всё ли со мной в порядке.
Кстати, родители вообще такие наивные. Они думают, что ребёнка можно обмануть словами. Да ребёнку ваши слова нужны постольку поскольку. Он учится, наблюдая за тем, что вы есть, что и как вы делаете. Поэтому как ты ни маскируй намерение за фасадом нейтральных фраз, намерение будет считано.
А ещё отчётливо помню, как во мне включилась эмпатия к жучкам и паучкам. Как-то раз, гуляя на улице, я подслушал, как одна тётенька отчитывала мальчика, ломающего дерево. Тогда она сказала что-то в духе: «Не надо так делать, дереву тоже больно». Разумеется, я спросил родителей, так ли это на самом деле. Они ответили, что деревья-то вряд ли, но вот любые животные — да, точно так же чувствуют боль.
И вот, когда мы в очередной раз наловили во дворе жуков-пожарников для игры в тюрьму (это когда оглушённые ударом об асфальт жуки ползают по вырытому в песочнице лабиринте, а надсмотрщики в нашем лице сбрасывают пытающихся спастись бегством обратно), и, наигравшись, перешли к другим натуралистическим экспериментам, я вдруг обнаружил, что сжигание «пожарника» сфокусированным лупой солнечным лучом вдруг начало вызывать во мне необъяснимые душевные терзания. Происходящее перестало быть просто весёлой игрой, в конце которой жучок смешно раздувался и лопался с забавным пшикающим звуком. Теперь процесс сопровождался внутренним переживанием возможно причиняемой боли, делающий происходящее совершенно невыносимым. Поэтому, когда мне говорят о врождённой человеческой эмпатии ко всему живому, я, разумеется, не верю. Я слишком хорошо помню момент, разделивший мой опыт на «до» и «после».
P.S. Пользуясь случаем, хочу попросить прощения у всей той живности, которую мы извели своим неуёмным любопытством. Уважаемые жучки, паучки, червячки, кузнечики, бабочки, муравьи и прочие пострадавшие, простите меня пожалуйста -.-
P.P.S. Peace -.-v