… угодно долго читать психологические книги, но без личного переживания ситуации в качестве внутренней реальности никаких изменений происходить не будет. Прочитанное останется интеллектуальным балластом. В то время как медитация по своей сути и есть непосредственное переживание. Это прямой разговор с интуитивно-эмоциональной частью своего сознания, с воображением, с мечтой, со своей внутренней историей, опытом, наконец. Эта часть, помимо всего прочего, отвечает также и за гештальтное, целостное восприятие, интеграцию опыта в единое повествование, она же отвечает за сохранение и воспроизведения тех или иных стратегий поведения и мышления. Таким образом, находясь в медитации, мы напрямую обращаемся к самым глубоким, определяющим слоям нашего существа, к тому, что в психологии принято называть подсознанием. Именно поэтому сочетание техник буддийской медитации и психоанализа оказывается необычайно эффективным средством, многократно усиливающим воздействие обеих этих составляющих на человека (но также и повышающим сопутствующую нагрузку). Психоанализ в данном случае выступает в качестве «предварительной практики», которую проходят все неофиты — техники начального очищения и снижения активности терзающих человека «духов», препятствующих становлению личности на путь изменения. В то же время буддийская медитация многократно усиливает рефлексивные способности психики, делает её структуру гибче и прозрачнее, чем в значительной степени облегчает процесс анализа. Медитация увеличивает ясность, анализ направляет внимание к очагам проблемы. Медитация снимает напряжённость и жёсткость защиты, анализ представляет средства для обработки проблемной зоны. Медитация обеспечивает принятие, анализ перебрасывает мостик между …