Ловушка (отсутствия) мотивации

Один из парадоксов мотивации, её некоторая контр-интуитивная составляющая — тот факт, что действие предшествует мотивации. Действие, принесшее нам что-то полезное, приводит к выбросу допамина, который приводит к желанию повторять действие.

В то же время часть популярной культуры утверждает, что вдохновение предшествует плодотворной работе. Так получается, что «расхожее знание» в данном случае оказывается просто неверным.

Стоит научиться выстраивать свои привычки исходя из этого факта. Несмотря ни на что, сделать хотя бы элементарное действие, направленное на улучшение ситуации; сделать и почувствовать удовлетворение от проделанной работы.

Ожидание вдохновения — ловушка. Действие вне зависимости от вдохновения — контр-интуитивный путь к устойчивой мотивации.

Как говорил Стивен Кинг:«Вдохновение для любителей ».

Постоянная изменчивость

Гибкость и постоянство психики образуют континуум, границы которого нежизнеспособны. Бесконечная адаптационная нежизнеспособна, потому что лишает организм возможности что-либо противопоставить окружению, обязывает меняться в унисон с ним, даже когда изменения губительны.

Бесконечное постоянство так же нежизнеспособно, потому как изменившаяся среда рано или поздно сведёт на нет все приобретённые навыки и инвалидирует накопленные умения.

Жизнеспособные варианты находятся между двух экстремумов и нет какого-то бы ни было золотого правила, правильной пропорции изменчивости и постоянства, гарантирующих идеальное прохождение любых кризисов.

Важно знать и хранить свои ценности. Важно меняться вместе с миром. Иногда важно отпустить всё вообще, чтобы выжить.

Исследователи выживших в экстремальных условиях, вроде концлагерей, обнаруживали эту общую черту у в остальном абсолютно разных людей. На какой-то промежуток времени как будто сливаться с происходящим, как будто бы полностью утрачивая собственное эго (М.Чиксентмихайя, «Поток»).

Измерение неизмерюемого

Когда-то я всерьёз увлекался буддизмом и дзен в частности и много времени уделял практике. В то же время по некоторому совпадению я осваивал технику личного хронометража и поэтому знал, в какой пропорции к остальным занятиям находятся мои медитационные чаяния.

Некоторых моих знакомых это веселило до ужаса, потому что они считали, что я пытаюсь измерить неизмеримое. Как ты измеришь духовный рост или же там степень просветления отдельно взятого ума?

На деле же измерял я другое, зная, что количество практики напрямую влияет на психические процессы. Недавно прочитал книгу, ещё раз подтвердившую мои собственные догадки, под названием “Altered traits”.

Основной вывод — чем больше вкладываешься в практику, тем выше результат, тем глубиннее изменение психики, вплоть до полной смены черт характера.

И замерять свои шаги, помогать себе сделать их частью повседневной рутины безусловно пойдёт на благо.

Менеджерский психологизм

Недавно услышал от одного человека, что работа с людьми — самая простая часть лидерства, и это заставило меня задуматься. Ведь сказавший эту фразу не производил на меня впечатления эксперта в этом вопросе, ровно наоборот. Человека сильных принципов — да, но точно не психолога, знакомого с глубиной и сложностью внутреннего мира человека.

В какой-то степени это логично. Для человека, не углубляющегося в вопрос, многие вещи кажутся простыми; система ценностей, принципов же помогает принимать решения.

Вопрос, на который я хочу ответить — это в какой степени лидеру вообще нужно понимание психологии, а в какой это, быть может, даже помеха. Ведь иногда сложность ситуации, запутанность оценок может затенять, затмевать и тормозить принятие решений.

Ведь есть исторические примеры людей, не умеющих в психологию от слова совсем (Стив Джобс, Элон Маск и т.п.), кто выстроил успешные бизнесы несмотря на очевидные провалы в понимании базовых принципов человеческих отношений.

Теоретически эти два полюса не обязаны конфликтовать. Можно понимать мотивы, обладать эмпатией и всё же принимать решения, пусть порой и тяжёлые, продиктованные объективной необходимостью. И психологизм может открывать горизонты для неожиданных сильных решений на командном уровне, становиться базой для креативности и эффективности.

2022

Две тысяча двадцать второй был сложным для меня годом. Эмоционально он был очень неровным; были радости, но были и значительные ямы.

Самым большим горем был уход мамы. Мы все переживали за папу так как он лечился от рака и победил, но очень ослаб в процессе и заработал существенные осложнения от химиотерапии.

Потеря мамы конечно же ударила и по нему. Сейчас он хрупок и уязвим как никогда, и думать о нём без грусти у меня просто не получается.

С другой стороны, Линда нас постоянно радует, люблю их с Викой безумно, благодаря им жизнь моя уравновешена любовью и осмысленностью.

В работе я перерос какую-то стадию развития и теперь мне гораздо проще работать с людьми и я лучше понимаю свою роль в качестве лидера. Получается действовать более стратегически и менее реактивно, но ещё многое предстоит отшлифовать и отработать.

Первый год из последних трёх, наверное, когда я выбрался за пределы страны и хоть вспомнил как это — путешествовать. В следующем году мы наконец-то получим паспорт для малышки и сможем отдыхать все вместе.

В целом, накопилось много усталости, так что сейчас время выдохнуть, расслабиться немного и позаниматься всем приятным, что было отложено.

Счстливого всем Нового Года несмотря ни на что. Пусть всё что бы ни происходило делает нас сильнее, мудрее и счасливее.

Peace.

Порою лучше в неё есть

Один из важнейших навыков для принятия решений, анализа и рефлексии — это то, что можно назвать термином «деятельное думание». Этот термин используется в притивовес «думанию в голове» — привычному скольжению ума по поверхности вопроса со всеми его привычными несовершенствами (отказом углубляться, повтор привычных тем раз за разом, отсутствием решений, «бесплодностью» процесса).

Деятельное думание — это структурированная активность за листом бумаги, диаграммой или каким бы то ни было упражнением по анализу (плюсы-минусы, локус контроля, проблема / решение / действие).

Мне лично приходится «дожимать» свой мыслительный процесс до принятия первого минимального действия, которое могло бы поспособствовать достижению благоприятного результата.

Конфликтные ножки бегут по дорожке

Работа с людьми, пожалуй, остаётся для меня самым значительным фактором роста. Особенно часть, которая касается конфликтов. Будучи руководителем, избегание конфликтов ведёт к эпическим провалам которые становятся заметны в целом немного быстрее, чем в обычной жизни.

Пока что для меня это зона стресса, поэтому нахождение в ней требует аккуратного регулирования, что само по себе есть фундаментальное умение обработки эмоций и, стало быть, также требующее осознанного внимания и развития.

Так что сейчас всякий раз, осознанно вступая в конфликт, мне следует поощрять и поддерживать себя несмотря на результат. С каждым разом получаться будет лучше.

Пустотный эхолот

Работа с онлайн дневником превратилась для меня в особую форму рефлексирования, которую уже сложно заменить чем-то иным. Можно, но явно потребуется много работы. Возврат к дневнику личному уже не работает — мне нужна воображаемая «персона», к которой я обращаюсь. Процесс уже интериоризирован глубоко и бороться с ним не имеет большого смысла.

За что имеет смысл побороться, с другой стороны, так это за большее принятие себя и своего права на мнение и на чувствование, самореализацию и самоактуализацию.

Очевидя очевидное

Говорят, людям свойственно не учитывать свои врождённые сильные стороны, развитие которых человеку как бы «ничего не стоило» и фокусироваться на том, что было развито с приложением значительных усилий. При этом «развитая» подобным образом способность может всё равно плестись в хвосте общего списка умений и навыков.

Возникает своего рода ловушка, попадая в которую человек тратит значительные усилия для получения посредственного результата, игнорируя навыки, которые могли бы принести гораздо больше без какого-то особого надрыва.

Логичным было бы найти способ осознать эти спрятанные на виду таланты и включить их в работу. Ну а слабые стороны подтягивать по мере необходимости.

Творчие корчи

Что меня останавливает от полноценной творческой реализации, так это вполне себе животный ужас, возникающий при одной мысли о критике. Если отключиться на время от страха и сфокусироваться лишь на эмоциях, возникающих в процессе творчества, то не возникает никаких сомнений в том, что мне нравится сам процесс.

Написание текстов погружает меня в состояние глубинной рефлексии, которое довольно сложно передать словами. Это безусловно работа, вызывающая серьёзное напряжение, требующая концентрации, но в то же время приносящая удовлетворение сама по себе.

Что касается содержания, то здесь у меня нет полной ясности. Как показал опыт ведения этого блога, отклик находят совершенно разные истории. Поэтому, в принципе, для любого контента при достаточном вложении в доступность и видимость найдётся своя аудитория.

От рефлексий до чувственных текстов — всё это было в той или иной степени востребовано. Разными людьми в разной степени, разумеется. В одни и те же периоды были люди, которых цепляли мои рефлексии и люди, критикующие меня за «зацикленность» на своих переживаниях и внутреннем мире в принципе.

Сейчас я думаю, что производил очень разный контент на одной платформе, что считается плохой практикой. Одна из возможностей — разделение аудиторий, разбиение по разным платформам, чтобы у читателя появился выбор и возможность оставить то, что ему интересно.

Блог-сырец

Нахождение в публичном пространстве для меня всё ещё работа вне зоны комфорта. Однако поскольку желаемый результат согласуется с моими ценностями, то в эту сферу несомненно стоит вкладываться. Не проработав её достаточно я не смогу транслировать вовне то, что ценно и дорого для меня, учиться принимать себя и отличать истинное от наносного, внутреннее от защитной реакции на критику, социальной конформности.

Удивительным образом оказывается, что наличие реальной аудитории не обязательно, достаточно даже гипотетической возможности её присутствия.

Феникс / Hue.nix

После хаотичного 2020 потерял свой блог вместе с данными. Что смог, то восстановил, остальное почило в бозе. Сейчас сайт хостится на собственных arm-based машинках внутри домашнего интернета, что может накладывать некоторые ограничения.

С точки зрения публичности блог потерян полностью, и наверное меня это на данном этапе устраивает.

Есть некая неуловимая разница между режимом полностью личного дневника и блога «на грани обнаружения». Второй режим добавляет мотивации и я не планирую с этим бороться.

Фрагментарность

Удивительно, насколько наше видение других оказывается фрагментированным. Насколько небольшого количества черт нам достаточно, чтобы построить «законченный» образ человека. Что вообще такое — этот «образ», возникающий в уме при обращении к тому или иному имени?

Мамы не стало четвёртого августа этого года, и я кажется всё ещё в процессе принятия. Как это часто бывает, смерть пришла, не предупредив заранее, и вот я пытаюсь понять, как мне быть и что делать с тем, что моя память о маме явно неполна и отчаянно субъективна. Что всё, что у меня осталось — это множество разноцветных лент и лоскутов, намотанных случайным вроде бы образом на слово «мама».

Сейчас мне видится единственно возможным только лишь принять и примириться с этим, быть может продолжая время от времени чтение этого странного пространственного папируса, собирая воедино то, что важно для меня здесь и сейчас.

Мама была такой константой в моей жизни и, казалось бы, нельзя найти какого-то периода, где я бы не ощущал её присутствия, но в то же время так сложно сказать что-то конкретное, дать какое-то исчерпывающее описание. Есть много-много разных воспоминаний, каждое из которых что-то дополняет, раскрывает, уточняет и, наверное, единственное, что мне остаётся, отвечая на вопрос «Какой была твоя мама?» — это рассказать несколько из таких историй.

 P.S. Я безумно скучаю и мне ещё долго придётся учиться мириться с тем, что я не могу просто взять и повзонить тебе, поболтать ни о чём и почему-то затем почувствовать себя лучше. Всё ещё сложно сказать вслух: «Прощай, я тебя очень люблю».

Йога

 

Йога по-прежнему остаётся моим верным другом и помощником. Тренажёрный зал и йога не конфликтуют, скорее даже наоборот, удачно дополняют друг друга. Мышцы в зале «закачиваются», йога же растягивает их, восстанавливает их эластичность и, как говорят, в конечном итоге способствует их росту. О пользе растяжки можно прочитать например в «Новой энциклопедии бодибилдинга» Арнольда Шварцнеггера.

В том, что касается получения эндорфинов от спорта, то здесь польза удваивается очевидным образом. Сначала мы получаем порцию эндорфинов в зале, преодолевая пороговые нагрузки, затем мы снова получаем порцию эндорфинов, растягивая закачанные мышцы. Действительно, мышцы после зала тянутся гораздо сложнее, как бы по-новой, откатывая прогресс в растяжке.

Поэтому, желая сохранить пластичность, заниматься растяжкой просто необходимо. И йога здесь приходится как нельзя кстати.

Процессы изменения

 

Одна из психологических моделей позитивных изменений называет следующие процессы, трансформирующие поведение: повышение осознанности, социальное освобождение, эмоциональное вовлечение, само-переоценка, принятие ответственности, противопоставление, управление окружение , награждение, помогающие отношения.

Эта модель также включает различные стадии изменения, на каждой из которых одни процессы работают более эффективно нежели другие.

Не нужно стесняться и применять различные инструменты для достижения своих целей. В том числе и управлять своим окружением, иногда и в самом широком смысле слова.

Характер нордический

 

Погода — не самая сильная черта Эстонии. Хотя в этом году нам довольно сильно повезло и в Гамбург мы выскочили аккурат на два месяца холодного таллинского лета, пусть немецкий вариант тоже был далёк от курортного, но было солнце, иногда даже по-настоящему жарко. Август же выдался на удивление солнечным, пускай и немного прохладным, так что по возвращении мы вдоволь погуляли по старому городу и окрестностям, подогреваемые нескончаемыми рассказами местных о том, как в данной местности следует радоваться каждому светлому дню.

Солнце, здесь большой дефицит солнца, как и в других североморских и балтийских странах. В ближайшее время нас ожидает то, что некоторыми чувствительными натурами именуется «восьмью месяцами тьмы», и это, признаться, заставляет нервничать.

Конечно же мы готовимся, потому как мало приятного в том, чтобы быть застигнутым врасплох подобными обстоятельствами. Как мне уже хорошо известно, полезными привычками необходимо обрастать заранее, задолго до того как они могут активно понадобиться. Поэтому в дополнение к йоге я научился ещё ходить в зал, заниматься на тренажёрах и качать железо, ведь это простой и эффективный способ влиять на своё настроение, работает прямо как переключатель.

Поэтому мы накупили всякой домашней утвари, чтобы можно было с удовольствием готовить. Поэтому мы собираем сейчас всякие комфортные и уютные штуки, чтобы сгладить влияние осеннего сплина. Присматриваем разные приятные места, в которые можно было бы зашиться от внешнего мира, благо таких здесь много. Лично я ещё учусь получать удовольствие от сауны, потому как мне кажется, что очень даже может пригодиться.

Жизнь вовне

Я снова переехал, на этот раз в Эстонию. Не так далеко как в географическом, так и культурном измерении. Ещё я женился и переехали мы вместе, сейчас у обоих вид на жительство, работаю пока я один. Испытательный срок мой прошёл успешно, так что вскоре можно будет оформлять всяческие мелкие недоступные пока приятности вроде нормальной кредитной карты.
Вообще, переезд прошёл довольно гладко. Поначалу месяц прожили в квартире, предоставляемой компанией, затем для обмена опытом меня выписали на два месяца в Гамбург, куда мы поехали с женой. Удалось договоритья оставить часть вещей непосредственно в офисе, выбить себе в иммиграционной службе отсрочку на оформление части документов вроде прописки, освободившись таким образом от необходимости два месяца снимать впустую квартиру, и поехали совмещать приятное с полезным.

Я люблю путешествовать. Я очень люблю путешествовать. Прожить два месяца на халяву в другой стране и незнакомом городе для меня шикарный бонус. Виктория тоже держалась молодцом; не растерялась и вполне себе освоилась. Не знаю, хватит ли у меня сил и желания на более подробный рассказ о Гамбурге, посмотрим, как пойдёт. Пока скажу лишь, что мне понравилось. 
Эта поездка стала для меня своеобразной проверкой реальности, насколько я готов к жизни за границей, хорошо ли затянулись мои раны и рассосались мои обиды. В этот раз стало понятно, что мне уже довольно комфортно на западе. Нет больше конфликтов с языками, нет желания что-то кому-то доказывать, появилась лёгкость в общении и восприятии иной точки зрения. Жить стало как-то легко. Решать вопросы стало легко. По-крайней мере гораздо легче, чем раньше.
Всё это время, с момента моего возвращения, мне кажется, я готовился. Я закрывал свои слабые места, рос над собой. Рос-рос и, стало быть, вырос.
Такие дела.