Пробило меня на поговорить, уж простите. В любом случае, явление это временное, так что не переживайте (если вы вдруг переживаете).
Психологи любят поговорить о «локусе контроля» — условном расположении зоны ответственности человеческой личности, либо включаемой «в себя», либо выносимой «за» свои пределы. Соответственно этому расположению локус контроля называют либо внутренним, либо внешним.
Психологи считают внутренний локус контроля более удачной конфигурацией, однако НЕ обладают средствами фундаментального изменения личности. Изменение положения этого самого локуса требует колоссального объёма личностной работы, который нельзя сократить никакими хитровыдвинутыми теориями. Однако поспособствовать этому перемещению некоторые виды долговременной терапии вполне способны.
Мне кажется, что в моём случае на положение этого самого локуса наиболее существенное влияние оказал буддизм с его непоколебимой уверенностью в законе причины и следствия, по которому будущее наше оказывается в прямой зависимости от наших сегодняшних действий, а также с постоянным убеждением, подстёгиванием, поощрением непрерывности практики внимания, осознавания и освобождения. Наиболее к месту пришедшейся концепцией явилось для меня дзогченское «использование жизни в качестве пути» — универсальная установка, позволяющая абсолютно всё происходящее в твоей жизни использовать в качестве ступеньки для освобождения от привязанности к той или иной части своего эго.
Другой составляющей моего фундамента стало Кастанедовское «Воин всегда живёт стратегически». Это короткий, необычайно ёмкий и запоминающийся афоризм, вобравший в себя всю суть происходящего, позволяющий мне собраться и переключиться в стратегический (в противоположность реактивному) режим.
Дзенская же практика стала битой, переломавшей все кости в моём сознании, и продолжающая крушить всё, что норовит застыть и так или иначе зафиксироваться, догматизироваться.
Лучше всего разницу в самоощущении мне удалось заметить во время недавнего конфликта с соседями, пришедшегося как раз на время тяжёлых душевных метаний и крайне нестабильного состояния ума. Изначально любое проявление враждебности вызывало у меня крайне острое чувство беспокойства, граничащее с паническими состояниями, и приводило к накоплению негативных эмоций и бесконтрольному их прорыву впоследствии. Однако после того как мне удалось принять решение отнестись серьёзно к тезису «стратегической жизни», как происходящее разом обрело смысл и превратилось из хаоса в решаемую задачу.
Более того, все события действительно сделались элементами плана, средствами достижения поставленной цели (тишины в доме). Мои вспышки агрессии стали элементами троллинга, выведения конфликта в активную фазу, а последующие упражнения в переносимости шума выступили в качестве размыкателя обратной связи, полностью сорвавшего тормоза соседям, в результате чего они настроили против себя уже и остальных жильцов дома. После чего усмирение их строптивого нрава было лишь делом техники.
В завершение всего, когда заявление уже было написано и больше не требовало моего участия, у меня родился и неплохой вариант «отрицательной обратной связи», способа сказать «мне всё равно, вам меня не пронять.» Это был храп. Я начал храпеть. Ненавязчиво, но продолжительно, как бы невзначай попадая в паузы между всплесками шума. Стоит ли говорить, что количество шума сразу же резко снизилось.
Можно по-разному относиться к этой истории, однако меня самого впечатлила эта разница в собственном мироощущении. Состояние практически пограничного хаоса, перешедшее вдруг в чувство собранности, сосредоточенности и наполненности смыслом — переключение это и стало моей личной точкой отсчёта изменения локуса контроля.
P.S. Кто не пони, я не виноват.