Миром правят сказки. Сказки, состоящие из слов, смысл которых практически никто не понимает. Преподаватель фотошколы спрашивает, что такое фотография, является ли каждый, взявший в свои руки фотоаппарат, фотографом. Возникают варианты ответов, сам же учитель нам недвусмысленно намекает — нет, не каждый. Но давайте откроем современный толковый словарь и узнаем, что же означает само это слово — «фотограф»? Первое значение, «фотограф» — это человек, профессионально занимающийся фотографией. Второе — тот, кто занимается фотографией как любитель. Фотография же, в свою очередь — получение изображений посредством фотографирования. Итого, получаем — каждый человек, профессионально занимающийся фотографией — фотограф. Каждый человек, получающий изображения посредством фотографирования — фотограф. Но выскажите это вашему преподавателю и понаблюдайте за эффектом.

Суть происходящего — смещение смысловых акцентов частью «гильдии» с целью создания иллюзии наличия определённых правил, захвата права на их установление и диктовку (или же подчинённое пересказывание уже сформированных норм). Возникает сказка о существовании некого тайного знания, доступного лишь посвящённым и избранным, по овладении которым твои работы приобретают некую мистическую «истинную» ценность. Конечно же, ничего подобного в природе не существует. Любой человек, делающий фотоснимки — фотограф. Любой человек, пишущий тексты — писатель. Любой человек, рисующий картинки — художник. Всё остальное — борьба за смыслы, битва голограмм, революция несуществующего.

Иногда побеждает одна сказка, и в искусстве появляется строгий свод правил и критериев оценки работы, как это было в своё время с галереями, затем с ней начинает бороться миф о раскрепощении, поиске новых форм и средств самовыражения, потом обеих пожирает иллюзия рынка, наживы и потребления, выставляя то одну, то другую подчинённые сущности в зависимости от большей востребованности каждого из веяний. Конечно же, в действительности ничего подобного нет. Конечно же, оценочный контекст всегда виртуален и существует только постольку, поскольку о нём сообщается. Экспертные оценки и суммы продаж как их физический эквивалент публикуются медийно, обозначая весовые коэффициенты и устанавливая правила игры.

Сказки имеют огромную власть над человеком. Начиная впитываться нами в раннем детстве в форме простых и понятных историй о добре и зле (суть создании оценочного контекста), и прорастая нашими убеждениями и верованиями — в собственное существование, в наличие или отсутствие Бога, в вечность или временность любви, в изначальную греховность, чистоту или нейтральность человеческой природы, в предпочтительность богатства, славы, признания или же некой определённой праведности жизни, в преимущество компьютеров одной марки над аналогичной продукцией другой, в предпочтении брендов вообще, в стиль, в дизайн, в цену и далее, далее, далее.

Конечно же, у каждого человека есть выбор: быть управляемым этими сказками или же очнуться и начать жить самостоятельно, каждый раз решая, действовать ли по правилам существующих сказок, создать ли свою собственную, либо же отказаться от какой бы то ни было мифологии вообще. Однако, сделать это довольно непросто — слишком много вокруг кажется очевидным, слишком глубоко коренится наша вера, слишком долго мы считали эти истории истиной, чтобы даже на секунду получилось у нас в них усомниться. Сказки проникают буквально во все области нашей деятельности, они встречаются повсеместно, куда бы мы ни обратили свой взор: в науке (само определение материи на редкость мифологично, не доказано и не доказуемо в принципе), в религии (здесь, думаю, даже пояснять ничего не нужно), в искусстве (мифы о стоимости работ, превосходстве одной школы над другой и тому подобное), в медицине (лекарства, гомеопатия, альтернативная медицина, энергетика и т.д.) и много, много где ещё, нет ни конца ни края, ни счёта, ни числа всем возможным, придуманным и только замышляемым, свершившимся или поверженным, растущим или умирающим, но всегда и безусловно человеческим, таким родным для всех нас иллюзиям.

Последнее обновление 8 марта, 2011