Много, много мыслей в голове. Стоит ли о них писать — не знаю.
В последнее время стал разбирать хлам, скопившийся в моей голове. Как я недавно выяснил из рекламной статьи, учение фэншуй рекомендует избавляться от старых вещей, чтобы из заменили лучшие новые. Что-то мне подсказывает, что так и появилось на свет учение аскетов — люди ждут, да.
Впрочем, это очевидная истина. В мире вообще чрезвычайно много очевидных вещей. Но чем знание очевиднее, тем порою до него труднее добраться. Вот, скажем, изречение — «познай самого себя». Очевидно? Вне всяческих сомнений. А что значит? — а фиг его знает. Вот тут-то и начинается большая работа, те самые «пробы и ошибки», та самая «терра инкогнито» психики человека. Ведь что такое человек — кусок плоти, продукт мысли или еще что-то? И разве это может остановить хотя бы на одну тысячную секунды вращение земли вокруг солнца?.. (с) Тэффи. Все, что касается жизни человека, человек считает самоочевидным и не нуждающимся в доказательствах. Тем не менее…
Если есть у человека возможность атрофирования, то касается она не только физических возможностей. Атрофирование, деградация, вполне применимы и для душевных понятий. Есть у человека душевные, если угодно, «мышцы», которыми он не пользуется. И не пользуется не потому что они бесполезны в принципе, а потому что им не находится применения в современном мире. И это еще одна из очевидных истин. Современный человек действительно многие паттерны заимствует из того, что предлагает ему внешний мир. Это был бы нормальный процесс, если бы человек принимал участие в осмыслении. Увы, современные технологии манипуляции эффективно и безболезненно доставляют посылку адресату, даже если он её и не заказывал.
И вот разобрать эту «корреспонденцию» — задача не из простых. Основная проблема — что «я»-сформированный, «я»-кукла этого сделать не может в принципе. У него нет таких функций. Но есть глубинная «обратная связь», которая никогда не теряется. Но в силу внешних воздействий ощущение этой связи, способность ей пользоваться — теряется, подобно силе неиспользуемой мышцы. Каким для меня было открытием в своё время, что некоторые люди не могут напрячь определенные группы мыщц. Люди ими просто не пользовались в своей жизни! И речь идет вовсе не об экзотических мускулах, вроде тех что нужны для того чтобы подвигать ушами, а об обыкновенных бицепсах/трицепсах. Да, действительно существуют люди (чаще девушки), которые не могут напрячь бицепс! Открытие? Для меня — да. Что говорить о психике.
Внутренняя работа психических структур — это соматика. Эти процессы не ощущаются человеком напрямую и у человека нету способа прямого воздействия на эти структуры. Любые ментальные конструкции так или иначе наслаиваются на «соматические» течения памяти и др. мозговых структур. Так, к примеру, человек не может сознательно вычеркнуть какие-либо события из своей памяти. Так человек не может руководить процессами в своем сознании — всегда остается фактор «случайности». Всегда есть место «несвоевременным» мыслям и рассуждениям. Всегда есть вероятность «потери контроля» над мышлением.
Именно этот факт, на мой взгляд, породил понятие «демона», «зверя». Демон, зверь — это то что сбивает тебя с благих мыслей, смешивает твои чистые помыслы и не даёт мыслям выстроиться сверкающей победоносной кавалькадой. Зверь… Зверь — это ни что иное, как образ твоего подсознания, образ того, что не поддается логичному описанию. Зверь может быть непроизвольно агрессивен, нелогично жесток и непредсказуем. Но мало кто помнит о том, что зверь может быть приручен, зверь может быть ласков и нежен, как преданная собака, что нет никакой природной дихотомии между человеком и зверем. Но вот общение между ними требует порою изрядной доли психической работы. Испуганного, затравленного зверька невозможно выманить, радушно распростёрв перед ним объятья — нет. Дикий, свободный зверь не захочет, не увидит смысла выходить. Того хуже дело обстоит со зверем затравленным и обиженным.
Так или иначе — единственный способ — это терпение и принятие. Там, где резко протянутая навстречу рука может спугнуть, доверительный взгляд может заинтересовать и пленить. Там, где силки и приманки лишь разверзают пропасть, спокойствие и чувство плеча дают надежду и уверенность. А там, где есть единство — есть место и общим мыслям и переживаниям, кристальной мысли и звериному чутью.
Пиши под замком и для себя :)
Это вовсе не то, о чем ты подумал :D
Все мысли, в которых не уверен, нужно писать только для себя. А то получается вот такое :)
Да-да, я неприменно учту ;-)
Да, старею я. Недавно Настя Гвардейцева попросила найти одно стихотворение. Скрипя мозгами я вспомнила, что его написал Фет (есть у меня его малюсенькая брошюрочка). Когда я спросила, зачем оно ей надо, она ответила, что хотела бы его выучить, но не получилось.
Это к вопросу атрофирования «мышц мозга». Я уже в институте начала осознавать, что некоторые вещи мне даются сложнее, чем в школе! Ужас! Я в институте деградировала! Это ж нонсенс, господа! А тем не менее. Сейчас выучить стихотворение — mission impossible! Я могу выучить его за полчаса, но завтра я не вспомню. Годы институтской тренировки превратили остатки памяти из долгосрочной и кратко-. Печально.
Вероника
По-моему, если не кривить душой, это во многом заслуга именно нашего института (уже-давно-якобы-университета, да). Не люблю я его. И закончил уже, а негатив не проходит.
Но не только институт виноват. Сейчас мозг занят другими делами, другими задачами — а привычка, инерция — большое дело, не стоит её недооценивать.
Да, но речь шла немного не об этом :-)