В своей книге “Complex PTSD. From Surviving to Thriving”, Pete Walker, среди прочего, пишет о необходимости горевания как части процесса исцеления от последствий травмы. Необходимо качественно оплакать несправедливость своего прошлого, его влияние на настоящее и будущее, чтобы получить возможность освободиться от постоянного гнёта глубокого укоренившейся печали.
Другой процесс, рекомендованный части людей, получивших c-PTSD — научение безопасному выражению злости, направленной против тех, кто должен был заботиться о тебе, но так или иначе не справился со своей ролью. Часто это означает, что такому человеку нужно научиться злиться на своих родителей.
Также Пит пишет о стратегии перенаправления гнева «внутреннего» и «внешнего» критиков против родителей. Одновременно Пит советует не торопиться с «прощением», и этот совет я слышал уже от многих экспертов по травме.
Безусловно, звучит довольно радикально и во многом контр-интуитивно, но я понимаю уже, как это работает.
Людям с C-PTSD приходится долго и упорно работать над восстановлением автономии, чувства собственного достоинства и безопасности нахождения в собственном теле. Следуя поп-психологическим советам о прощении, доступ к безопасному проживанию накопленных эмоций существенно затрудняется, влияние токсичного стыда и внутреннего критика лишь растёт.
В конечном счёте цель состоит в освобождении от разрушительного влияния эмоций, глубоко укоренившихся в нервной системе как на когнитивном, так и физическом уровнях.
Горевание помогает пройти эту часть и принять произосшедшее, чтобы взамен начать строить новую жизнь, вместо вынужденной обусловленности прошлым.
Важно. Проходить все эти процессы лучше с травмо-ориентированным специалистом.