Я пока не чувствую сил как-то структурно резюмировать почерпнутое из “Practical guide to healing developmental trauma”, потому что во многом отличия от других терапий кажутся мне тонкими, а моё понимание — зыбким.
В NARM (“Neuro Affective Relational Model”) я вижу больший упор на структурирование терапии таким образом, что некоторые этапы не начинаются до получения подтверждения некоторой автономности (”agency”) со стороны клиента, начиная с установления «контракта», понимания того, чего клиент хочет достичь. Тонкость в том, чтобы сформулировать контракт в терминах внутренних состояний, но не внешних целей, что считается ловушкой и тормозом терапии.
Показалось интересным разделение эмоций на эмоции по-умолчанию и основных (“primary”) эмоций. В то время как поддержка и научение быть в контакте с основными эмоциями поощряется, пребывание в эмоциях по-умолчанию считается скорее вредным, так как больше закрепляет укоренившийся защитный механизм психики.
Заинтересовал аспект «отношения к эмоциям». Эмоции, переживания и рассказываемые клиентом истории предлагается совместно переформулировать в терминах отношения к этим переживаниям и историям.
Аспект «завершения эмоций» (“emotional completion”) я, признаюсь, пока не до конца уловил. Это какой-то другой способ преодоления разделения себя на травмированную часть и… не-травмированную, остальную (?), приводящий к интеграции психики?
Один из этапов терапии — де-идентификация клиента с травмой и защитными механизмами, требующая постепенного взращивания способности выдерживать избегаемые основные эмоции.