Несмотря на то, что я большой скептик во всём, что касается эзотерики, я признаю полезность некоторых практик. Для меня эзотерическое путешествие стало мостом в отчуждённый рациональностью мир собственной чувственности, доступа к которой иначе получить никак не удавалось. Только поверив в возможность изменения мира своей волей я смог выйти из тюрьмы собственного эго, чему не могу не радоваться.
Однако я так же знаю, что очень сложно проложить такой путь для каждого, и что ошибки в нём могут нанести очень и очень серьёзный вред психике.
Поэтому сейчас я нахожусь в лёгком замешательстве всякий раз, когда меня спрашивают о той или иной эзотерической технике. С одной стороны, я понимаю, что от неё может быть польза, с другой опасаюсь внутренних несогласованностей и недостаточной адаптивности, адекватности тех или иных практик реальному миру.
Мне кажется наиболее целесообразным выбирать практики, базирующиеся на проработанных, согласованных и активно поддерживаемых и корректируемых учениях, таких как буддизм или йога, благо внутри каждой сейчас можно утолить потребности людей с крайне широким спектром личных предпочтений. Там найдутся и практика сновидений, и работа с энергиями, и работа с чувственностью, сексуальностью, и аналитические философские поиски, и морально-этические кодексы, равно как и умение быть «здесь и сейчас» без любых дополнительных опор вообще.
Так, несмотря на мою нежную благосклонностью к Кастанеде, я бы никому не советовал заниматься основанными на его книгах практиками, ибо они требуют колоссальной подготовки и глубокого понимания природы человеческого сознания, которых нет у его адептов. Да, я вижу там весьма мощные и, как мне кажется, рабочие способы создания очень крепкой и пластичной метапсихики, требующей, однако, полного понимания происходящих процессов.
К растущим как на дрожжах разннобразным био-шмио я отношусь крайне настороженно, и всем рекомендую поступать таким же образом. Психику менять долго, сложно, и так же сложно исправлять потом нанесённые повреждения. Это как прийти за операцией на сердце к неизвестному чуваку по газетному объявлению о новой революционной методике. Станете психическим инвалидом, пенять будет не на кого.
Сам я занимаюсь одновременно дзенскими практиками и психоанализом, и они совершенно бесконфликтно уживаются друг с другом, что меня лично не может не радовать.
Как-то так.