Одним из следствий объект-субъектного вывиха западного сознания является навязчивое стремление человека к обесчеловечиванию своей собственной деятельности. Мы хотим объективировать её, отделить от субъективного, исторгнуть из себя и заставить работать автономно наподобие машины. Deus Ex Machine — это порождение запада, тот образ, который пытается воплотить наш бурлящий муравейник. Это бездушная, автономная, действующая сама по себе машина, лишённая страсти и эмоций. Однако проблема любой автоматики в её утилитарности, грубо говоря, машина не умеет жить, она способна лишь исполнять программу. Вот такие программы человек и пытается в неё загружать, на разных этапах своего существования возлагая на алтарь ту или иную сверх-идею.
То это познание ради познания, и тогда все эмоции и сентименты отвергаются, то социальное равенство, и тогда адепты старательно очищают себя от излишне буржуазных мыслей, затем бесконечное накопительство, превращающее жизнь в постоянное соотнесение своих счетов с ближайшими соседями, то неограниченное потребление, характеризуемое неутолимой жаждой к получению всё новых и новых продуктов.
Однако суть всех этих процессов остаётся неизменной — это болезненное желание создать нечто внешнее, некое универсальное божество, наделяющее нас счастьем в обмен на скромное пожертвование в количестве своей собственной души.
Так и получаются всевозможные «невидимые руки рынка», «объективные законы исторического развития», «бизнес, ничего личного», а также различные варианты сентенции «я просто исполнял приказ». Человек отдаёт свою свободу в обмен на безответственность и инфантильность, право ничего не решать и постоянно пребывать в состоянии полусна, включённости в движение по бесконечности круговой поруки, словно дремлющий в поезде ожидающий своей остановки путник, рельсы чьего маршрута давно уже по общей договорённости были замкнуты в кольцо.
Проблема не решится простой сменой программы.
Обрести человечность можно лишь вернувшись в свой мир, приняв ответственность и ограниченность своего ежемоментного существования, осознав человечество как среду, возникающую из взаимодействия отдельных личностей, явно или неявно принимающих участие в каждом акте общественной деятельности.
В этом и заключается свобода — в способности принимать решения самостоятельно, исходя из полной осознанности ситуации, вне зависимости от оказываемого давления, манипуляций, главенствующих общественно-морально-нравственных парадигм.
Быть «ветром, который дует там, где хочет».