Наконец-то. Вялотекущее противостояние мнений, называемое в минской фотошколе обучением, разразилось финальным сражением. Средства нападения противника — тотальный игнор и мелкие неудобства — лежащий на полу в углу комнаты стенд (на полу лежали все работы — их не удалось развесить из-за никудышного двустороннего скотча), полное отстутсвие голосов преподавательского состава, выступление последним номером на защите работы. Средства обороны — голоса зрительских симпатий, дискурс и последовавшая за выступлением дискуссия, спор и обезвреживание аргументации противодейтсвующей стороны.
Спорить было легко — преподавательский состав на удивление не владеет предметом в достаточной степени, поэтому при углублении в вопрос начинается плавание в терминах, путаница и неувренность. Мои же тылы оказались весьма крепки — длительные терзания и мучительные раздумья не пропали даром, изрядно консолидировав и упрочив собственное древо знаний.
Основная проблема фотошколы — отсутствие чёткого понимания предмета обучения и амбивалентность при выборе решений. Так, к примеру, преподаватель может согласиться с относительностью восприятия, но при этом настаивать на объективности оценки той или иной работы. В действительности это конфликт, продуцирующий путаницу и манипуляции мнением. Относительность восприятия не совместима с объективностью в принципе. Любое культурное знание — относительно, и только ясно понимая это, можно провести условное разделение на идею (содержание) и текущие общепринятые тенденции восприятия (форму). Исходя из такого понимания, можно, например, принять решение обучать именно грамотному использованию визуального языка для достижения того или иного желаемого эффекта. Оценка содержания не должна производиться вовсе.
Либо же фотошкола может выбрать своим кредо работу только с определённым содержанием и визуальным языком, тогда, будучи явно обозначенными, подобные ключевые ценности и установки помогли бы в принятии учеником решения о выборе наиболее подходящей своим пристрастиям школы.
Выбрав же демократизм, нужно также придерживаться его во всём, понимая и принимая право ученика на выбор любой темы и способа выражения.
Любой коллектив плодотворным делает общность, общность эта устанавливается обычно пирамидально по схеме собственник-менеджмент-лидеры-исполнители(ученики) путём выработки (осознания) и доведения соответсвенно миссии предприятия, объединяющих целей и конкретных исполняемых стратегических задач. Таким образом, пока не достигнута общность, о какой бы то ни было школе говорить вообще не приходится, потому как лебедь, рак и щука — ещё далеко не команда.
Что касается моего выступления, то ему, на мой взгляд, не хватило хладнокровия. Мне не удалось максимально прояснить стратегические цели моего выступления, поэтому пришлось довольствоваться тактическим минимумом — продемонстрировать свои работы, обозначить и защитить своё мнение. Я сознательно пошёл на конфликт, понимая всю ценность и необходимость такого опыта в дальнейшей своей жизни, попытавшись выжать из него максимум информации для оттачивания своих умений в дальнейшем.
Само по себе выступление стало значительным шагом вперёд, потому как вместо обычного и ожидаемого страха в какой-то момент меня захлестнула волна радостного азарта — я почувствовал себя намного сильнее, и происходящие баталии из проблемы превратились в увлекательную игру, в которую, к тому же, у меня уже весьма уверенно получается играть. Само противостояние меня не пугало, последствия меня также мало волновали, во-первых потому, что я уже чётко знаю, что в этой жизни поправимо всё, кроме смерти, во-вторых потому, что я уверен в своей способности пройти по любому пути, даже по пути полного отвержения. Плюс ко всему, мне известны положительные моменты любого противостояния, такие как возникновение неравновесия и последующего движения, например.